197110, Санкт-Петербург,
ул.Пионерская, д.30, лит."В"
БЦ "Пионер", офис 211

(812) 244-41-80

Monthly Archives: Март 2015

Анонс: О переносе даты проведения семинара: «Новый страховой план счетов: инструкция по переходу»

Уважаемые коллеги!

Информируем Вас о том, что в связи с переносом регулятором сроков подготовки окончательных текстов документов, необходимых для работы страховщиков по новому страховому плану счетов и отраслевым стандартам учета, изменилась дата проведения семинара «Новый страховой план счетов: инструкция по переходу».

Семинар состоится 23 апреля 2015 г.

 

Анонс: О проведении заседания Комитета по здравоохранению и страховой деятельности ЛОТПП

01 апреля 2015 г. состоится заседание  Комитета по здравоохранению и страховой деятельности в Ленинградской областной торгово-промышленной палате.

О заседании Комитета по здравоохранению и страховой деятельности

 

Пресс-релиз: Позиция членов «СС СПб и СЗ» относительно Положения Банка России от 12 декабря 2014 г. № 444-П

20 марта 2015 г.

Союз Страховщиков Санкт – Петербурга и Северо-Запада публикует позицию  членов Союза в связи с обеспокоенностью участников страхового ранка Санкт-Петербурга и Северо-Запада нормами и требованиями, установленными Положением Центрального Банка Российской Федерации от 12 декабря 2014 г. № 444-П, а именно:

Положением Центрального Банка Российской Федерации от 12 декабря 2014 г. № 444-П установлен уточненный (по сравнению с предусмотренным Федеральным законом от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ) порядок идентификации клиентов, состоящих на обслуживании некоммерческой финансовой организации (НФО).

Указанным положением на страховые компании возложены обязанности, которые не только сложно исполнимы и создают, зачастую, непреодолимые препятствия в ходе осуществления страховой деятельности, но и противоречат действующему законодательству в сфере страхования.

Так, ст. 15 Федерального закона от 08.04.2001 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» определяет закрытый перечень документов, представляемых страхователем при заключении договора ОСАГО.

В соответствии с п. 1.5 Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утв. Банком России 19.09.2014 г. № 431-П, страховщик не вправе отказать в заключении договора ОСАГО владельцу транспортного средства, обратившемуся к нему с соответствующим заявлением. Абсолютное большинство страхователей, как физических, так и юридических лиц, выражают свое негодование при запросе у них большей части документов, предусмотренных положением. При этом ссылки клиентов на незаконность требований страховой компании о представлении таких документов представляются обоснованными. Действующая редакция Федерального закона № 115-ФЗ и принятых в его развитие нормативных правовых актов прямо противоречит действующей редакции Федерального закона № 40-ФЗ и принятым в его развитие нормативным правовым актам.

Таким образом, страховые компании, в силу требований законодательства об ОСАГО, фактически лишены возможности исполнять требования федерального закона № 115-ФЗ и положения 444-П, поскольку истребование необходимых сведений законодательством об ОСАГО не предусмотрено (речь, в том числе о п. 2.1, 2.5, 2.6 приложения 2 к положению). В связи с этим, по мнению страховых компаний, необходимо либо дополнить перечень представляемых клиентом при  заключении договора ОСАГО документов, либо прямо предусмотреть нераспространение законодательства о противодействии легализации денежных средств на сферу ОСАГО.

Что касается добровольных видов страхования, то зачастую требования положения противоречат самой сути страхования; в связи с отсутствием административно-правового механизма по истребованию части требующихся для исполнения Федерального закона № 115-ФЗ документов являются неисполнимыми или не имеют никакого практического значения, например:

  • Требование об оценке степени (уровня) риска совершения клиентом операции, а также обоснование такой сделки. Как можно оценить уровень риска сделки по заключению договора страхования автомобиля (КАСКО), или договора страхования квартиры? Что можно указать в качестве обоснования сделки кроме интереса клиента в сохранении своего имущества? В соответствии с положениями ст.ст. 929 — 934 ГК РФ целью заключения договора страхования является страхование тех или иных рисков. Как можно оценить рискованность сделки по страхованию рисков?
  • Требование о получении сведений о деловой репутации клиента (хоть и с оговоркой «при возможности их получения»). В 99 % случаев будет установлена невозможность их получения либо в силу закона, либо в силу негативной реакции клиента на просьбу страховщика предоставить такие сведения. У Страховщика отсутствует реальные механизмы определения клиентов Страхователя, с которым заключается Договор страхования (п. 2.6 приложения 2 к Положению № 444-П) и, тем более, получения отзывов о работе интересующей организации. Ввиду чего можно сделать вывод о фактической невозможности исполнения страховой организацией требований, установленных данным пунктом Положения.
  • Сведения о целях финансово-хозяйственной деятельности клиента и его финансовом положении. Абсолютное большинство юридических лиц откажется предоставлять сведения о своем финансовом положении со ссылкой на охраняемую законом коммерческую тайну. Так же не является очевидным термин «цели финансово-хозяйственной деятельности», в связи с этим необходимы разъяснения , что под ним понимать, поскольку в соответствии с Гражданским кодексом юридические лица разделены на две категории – коммерческие и некоммерческие, первые из которых имеют целью извлечение прибыли – п.1 ст.50 Гражданского кодекса РФ). таким образом, цель их деятельности предопределена законодательно.
  • Сведения о целях установления и предполагаемом характере отношений с клиентом в случаях со страховыми организациями всегда следуют из договора страхования – страхование.
  • Сведения об органах юридического лица (структура и персональный состав, за исключением сведений об акционерах, владеющих менее чем одним процентом акций). Указанным положением на страховые компании фактически возлагается обязанность по идентификации десятков лиц при заключении даже самых простых договоров (например, КАСКО). Не ясно также, как данное положение соотносится с письмом Банка России № 14-Т от 28.01.2014, а также п. 3.2 главы 3 Положения Банка России № 445-П (в указанных актах указано, что НФО идентифицируют бенефициарных владельцев, обладающих более чем 25% в капитале клиентов).

В связи с отсутствием законодательно установленного порядка раскрытия сведений о бенефициарных владельцах страховые компании часто сталкиваются с откровенным непониманием и нежеланием предоставлять такие сведения при заключении договоров страхования. В силу низкой правовой грамотности населения, отсутствия понимания действующего законодательства, некоторые клиенты при запросе сведений о бенефициарных владельцах и выгодоприобретателях прямо ставят вопрос о целесообразности заключения договора страхования.

Многие компании отказывают в предоставлении запрашиваемой информации со ссылкой на отсутствие согласия бенефициарных владельцев на передачу и обработку персональных данных. Между тем, в силу действующего законодательства в области обработки персональных данных страховая компания обязана заручиться таким согласием носителя персональных данных.

Возложенная как Федеральным законом, так и нормативными актами Банка России обязанность по выявлению публичных должностных лиц Российской Федерации, иностранных публичных должностных лиц фактически невыполнима, поскольку отсутствует законодательный механизм по выявлению таких лиц. Абсолютное большинство физических лиц отказываются предоставлять аналогичную информацию.

Не понятно как разрешать ситуации со страховыми агентами, которые не являются субъектами, действующими в рамках 115-ФЗ, но при этом оказывают огромное влияние на формирование, поддержание и развитие страхового рынка в Российской Федерации. Страховые компании, при включении в агентские договоры условия об обязательном исполнении требований Федерального закона № 115-ФЗ зачастую наталкиваются на непонимание со стороны агентов, на откровенное нежелание исполнять все требования законодательства в сфере противодействия легализации денежных средств и финансированию терроризма, поскольку как уже говорилось ранее, они не являются субъектами страхового дела. Надлежащее исполнение таких требований существенно увеличивает количество времени требуемого на заключение одного договора, что, в свою очередь, прямо влияет на количество заключенных договоров, а, соответственно и на прибыль.

Не понятно как разрешать ситуации, когда страховой полис приобретается не в офисе продаж, а, например, на государственной границе Российской Федерации (речь, например, о полисе «зеленая карта»). В момент заключения договора у представителя юридического лица (например, водителя), в 100% случаях будут отсутствовать требуемые Федеральным законом №115-ФЗ и положением документы (например, сведения о бенефициарных владельцах, сведения о деловой репутации и финансовом положении его работодателя и т.д.). Последующее направление запроса, как правило, безрезультатно, поскольку действующим законодательством не предусмотрен административно-правовой механизм, позволяющий истребовать такие документы. Более того такой запрос теряет всякий смысл, поскольку срок страхования в данном случае, не превышает 15-ти календарных дней.

Вместе с тем сведения о бенефициарных владельцах, выгодоприобретателях, а также лицах являющихся публичными должностными, возможно имеются в налоговых и иных контролирующих органах. Возможно, имеет смысл создать консолидированную базу, доступ к которой будет осуществлять через личный кабинет на портале Росфинмониторинга? Такая база существенно упростила бы процедуру идентификации и позволила бы страховым компаниям лучше исполнять возложенные на них обязанности.

Члены Союза выражают опасение, что следствием надлежащего исполнения требований Положения №444-П добросовестными страховщиками может стать отток страхователей к страховщикам, которые в меньшей степени исполнительны и законопослушны. Что с свою очередь, может привести:

—  к неспособности добросовестных страховщиков конкурировать с менее добросовестными, снижение рентабельности добросовестных страховщиков;

— увеличению количества страхователей, накоплению страховых премий менее добросовестными страховщиками (что уже само по себе опасно, поскольку, проявляя недобросовестность в этой области, подобные страховщики могут пойти на нарушение и иных требований действующего законодательства).

В связи с вышеизложенным Союз считает, что Положение №444-П в части, касающейся страховых организаций и особенностей осуществления страхового дела, нуждается в доработке.

Анонс семинара «Новый страховой план счетов: инструкция по переходу»

03 апреля 2015г.  в Москве пройдет Практический семинар «Новый страховой план счетов: инструкция по переходу»

Программа_Новый_страх_план_03_04_2015 (1)

 Союз страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада примет участие в семинаре  в формате вебинара для информирования своих членов о результатах семинара. Дополнительная информация по результатам организационных мероприятий будет разослано всем членам Союза.

 

Анонс семинара по ПОД ФТ

24 апреля 2015 года

Ассоциация Банков Северо-Запада проводит целевой инструктаж в
формате информационно-консультационного семинара на тему <Организация
системы внутреннего контроля (ПОД/ФТ) для некредитных финансовых
организаций>.

Целевая аудитория: специальные должностные лица, ответственные за соблюдение
правил внутреннего контроля и программ его осуществления должны проходить
программу повышения квалификации по ПОД/ФТ, сотрудники информационной
безопасности, сотрудники служб (подразделений) внутреннего контроля, аудита,
комплаенс контроля, финансового мониторинга иные работники связанные с
осуществлением операций с денежными средствами или иным имуществом, в том
числе такие как: бухгалтеры, кассиры, помощники руководителей, юристы,
работники службы безопасности, менеджеры, консультанты, студенты
экономических и юридических факультетов вузов, сотрудники правоохранительных
и надзорных органов.

 

Программа семинара ПОД ФТ для НФО (1).

Аналитические таблицы: Автострахование в СПб и Москве — 2014

18.03.2015

На основании официальных статистических данных Центробанка и МВД России за 12 месяцев 2014 года нашим Союзом были подготовлены аналитические таблицы для регионов Санкт-Петербурга и Москвы, характеризующие страховые рынки и ситуацию с ключевыми моторными видами страхования: каско и ОСАГО.

Просмотр таблиц в формате PDF:

Приведенные материалы стали основанием для подготовки аналитического обзора «Автострахование в Москве и Санкт-Петербурге: сравнительный анализ по итогам 2014 года»

Анонс семинара «Актуальные вопросы надзора, контроля и регулирования в страховании»

7 апреля 2015 г.  состоится Круглый стол – семинар «Актуальные вопросы надзора, контроля и регулирования в страховании» - Москва в конференц-зале «Пушкин» гостиницы «Арбат» (Плотников переулок, дом 12, 2 этаж).

Ключевые проблемы: Точное и полное исполнение нормативных документов и рекомендаций Банка России страховыми организациями во многом зависит от правильного понимания их требований. Практика проведения проверок страховщиков со стороны Банка России показывает, что по многим документам у проверяющих и проверяемых возникают разночтения. Ликвидация противоречивых или неисполнимых требований, а также «белых пятен» в нормативных документах, их единообразное понимание и толкование сотрудниками Банка России и страховых организаций – предмет непрерывной совместной работы страховщиков с полномочными представителями мегарегулятора.

Цель семинара: обсуждение предложений и проектов по совершенствованию и развитию нормативной базы страхования и страхового регулирования, получение субъектами рынка разъяснений и рекомендаций в части выполнения требований Банка России

Организатор: Круглый стол – семинар проводится Всероссийским союзом страховщиков c участием представителей Центрального банка Российской Федерации.

Ключевые докладчики:

Жук Игорь Николаевич, Директор Департамента страхового рынка Банка России;

Юргенс Игорь Юрьевич, Президент Всероссийского союза страховщиков.

К участию в семинаре приглашены руководители и ведущие специалисты профильных департаментов Банка России.

Главные темы:

  • практика регулирования рынка ОСАГО – новые тарифы, усиление дисциплины и вопросы добросовестного исполнения страховщиками законодательства и требований Банка России;
  • актуальные вопросы перехода страховых компаний на новый план счетов и отраслевые стандарты учета – практическая реализация требований Банка России;
  • опыт работы временных администраций – как проводится санация и реализуются процедуры финансового оздоровления проблемных страховщиков;
  • современные подходы к регулированию страхового рынка России в части финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков, введение нового института дополнительного надзора за страховщиками – спецдепозитариев;
  • сложные вопросы нового порядка лицензирования субъектов страхового дела и анализ типичных ошибок, допускаемых страховыми организациями;
  • саморегулирование в страховании, поэтапная консолидация функций и полномочий страховых союзов;
  • ситуация в агростраховании и пути перехода к единственному объединению агростраховщиков;
  • иные нормативно-правовые новации в страховании, а также наиболее острые и актуальные проблемы.

Для того, чтобы сделать программу заседания максимально насыщенной и полезной для Вас и Вашей компании, направляйте вопросы для обсуждения в ходе дискуссии в Секретариат Круглого стола – семинара.

Формы участия в мероприятии ‑ очная или дистанционная в режиме подключения к видеотрансляции заседания. Количество мест для очного присутствия ограничено!

Регистрация участников с 8:30 до 9:30.
Начало работы круглого стола – семинара 9:30.
Окончание – 15:00.

Более подробную информацию о подготовке Круглого стола – семинара «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НАДЗОРА, КОНТРОЛЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ В СТРАХОВАНИИ», условиях участия и регистрации Вы можете найти в приложении или получить в Секретариате по телефону:
(495) 682-6453, 686-5338 е-
mail: seminar@insur-info.ru, а также на сайте: http://www.insur-info.ru/about_mcs/training/

 Организационно-технический партнер мероприятия – Медиа-Информационная Группа «Страхование сегодня».

 Союз страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада проводит работу по организации участия в указанном семинаре своих членов в формате вебинара. Приглашение по результатам организационных мероприятий будет разослано всем членам Союза.

Анонс: 19.03.2015 Заседание Президиума «СС СПб и СЗ»

Очередное заседание Президиума «Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада» состоится в четверг 19 марта 2015 г. в 16:00 по адресу: г. Санкт-Петербург, ст. м. Чкаловская, ул. Пионерская, д. 30, лит В, БЦ “Пионер”, 2 эт. — офис Исполнительной дирекции  Союза № 211.

Аналитический обзор: «Автострахование в Москве и Санкт-Петербурге: сравнительный анализ по итогам 2014 года»

13.03.2015 на портале «Страхование сегодня» опубликована аналитическая статья Исполнительного директора «Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада» Андрея Знаменского «Автострахование в Москве и Санкт-Петербурге: сравнительный анализ по итогам 2014 года«.

Статья стала одним из результатов деятельности «Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада» по обработке страховой статистики.

Предлагаем ознакомиться с текстом указанной статьи:

 

Автострахование в Москве и Санкт-Петербурге: сравнительный анализ по итогам 2014 года

Андрей Знаменский

 

Автомобильное страхование имеет огромное влияние на весь страховой рынок России. Его развитие и текущие проблемы во многом определяют перспективы страховой отрасли и даже судьбу целого ряда страховых компаний.

Прошедший год стал, во многом, переломным в моторном страховании для целого ряда тенденций, которые все последние годы были практически непреложными. Изменение этих тенденций продолжится и в 2015 году. Изучив тенденции 2014 года, мы сможем более точно спрогнозировать результаты, которые ждут страховщиков в текущем году.

Для исследования выбраны два крупнейших по автострахованию региона России: Москва и Санкт-Петербург. При определенной схожести этих регионов в них существуют и принципиальные отличия, знание которых поможет страховщикам более грамотно планировать свое продвижение в двух столицах.

Рассмотрим четыре вида страхования, непосредственно связанные с автомобильным транспортом:

  • Страхование средств наземного транспорта (кроме ж/д транспорта) – каско.
  • Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств – ОСАГО.
  • Добровольное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств – ДСАГО.
  • Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, осуществляемое в рамках международной системы страхования «Зеленая карта».

 

Влияние автострахования на страховой рынок Москвы и Санкт-Петербурга

Сравнение структур видов страхования в Москве и Санкт-Петербурге показывает значительно большую зависимость рынка Северной столицы от автострахования. Автомобильные виды страхования занимают у страховых компаний, работающих в Санкт-Петербурге, более половины всех сборов – 57,4%, в том числе  каско — 41,1%, ОСАГО — 13,8%, ДСАГО — 0,8%, «Зеленая карта» — 1,6%. В Москве страховой рынок более сбалансирован: каско — 20,1%, ОСАГО — 5,8%, ДСАГО — 0,5%, «Зеленая карта» — 0,1%. Впрочем, рынок Москвы в этом отношении – это скорее исключение среди регионов России, в которых основными видами страхования являются как раз моторные виды.

 

Доли регионов на рынке Российской Федерации

Москва и Санкт-Петербург – два крупнейших автомобильных рынка России:

  • в Москве зарегистрировано 4,6 млн. транспортных средств (8,3% от общего количества транспортных средств в России);
  • в Санкт-Петербурге зарегистрировано 2 млн. транспортных средств (3,6% от всех  транспортных средств в России).

 

При этом доли Москвы и Санкт-Петербурга на рынке автострахования России по итогам 2014 года значительно превышает их долю зарегистрированных транспортных средств :

 

Таблица 1. Страховые премии по автострахованию

Виды автострахования Москва Санкт-Петербург
Страховые премии (тыс. руб.) Доля на рынке РФ (%) Страховые премии (тыс. руб.) Доля на рынке РФ (%)
Каско 96 980 239 44,4 27 724 502 12,7
ОСАГО 28 192 776 18,7 9 297 971 6,2
ДСАГО 2 318 969 57,4 567 400 14,0
«Зеленая карта» 352 148 11,6 1 078 419 35,6
*)Количество зарегистрированных транспортных средств 4 601 237 8,3 2 031 138 3,6

Источник: Данные ЦБ и МВД за 2014 год

 

Доля собранной премии в столицах по всем видам автострахования превышает их долю по зарегистрированным транспортных средств, что определяется четырьмя основными факторами:

  • более высокой долей автовладельцев, заключающих добровольные договоры автострахования по сравнению с остальными регионами России;
  • более высокой средней страховой премией по автострахованию, чем в остальных регионах;
  • «миграцией договоров страхования» — заключение в Москве и Санкт-Петербурге договоров автострахования на транспортные средства, которые впоследствии эксплуатируются (регистрируются) в других регионах России. В первую очередь миграция договоров происходит в пределах Московской и Ленинградской областей;
  • Частичным искажением статистики из-за учета в московских и петербургских подразделениях страховых компаний сборов по договорам, которые заключены в других регионах через некоторых крупных посредников (брокеров). Этот фактор оказывает особенно сильное влияние на сборы по ОСАГО.

 

Охват рынка (доля застрахованных автомобилей)

Сравним количество заключенных за 2014 год договоров автострахования с количеством зарегистрированных в регионах транспортных средств. Сейчас в страховании для обозначения охвата рынка стали всё чаще использовать английский термин – пенетрация (market penetration). Полагаю, что более понятно использовать термин «охват рынка», понимая под ним долю реально застрахованных объектов от общего количества объектов, которые могли бы быть застрахованы.

 

Таблица 2. Число заключенных договоров автострахования

Виды автострахования Москва Санкт-Петербург
Страховые договоры (шт) Доля от кол-ва транспортных средств (%) Страховые договоры (шт) Доля от кол-ва транспортных средств (%)
Каско 1 681 590 36,5 507 983 25,0
ОСАГО 5 559 681 120,8 2 035 389 100,2
ДСАГО 1 153 481 25,1 314 257 15,5
«Зеленая карта» 93 496 2,0 452 330 22,3
Количество зарегистрированных транспортных средств 4 601 237 2 031 138

Источник: Данные ЦБ и МВД за 2014 год

 

Доля застрахованных по каско автомобилей в Москве (35,6%) и Санкт-Петербурге (25%) значительно превышает среднюю по России (9,4%). В среднем по России по каско страхуется менее одного автомобиля из десяти зарегистрированных, в Санкт-Петербурге по каско застраховано четверть автомобилей, а в Москве – более трети. В первую очередь, это определяется структурой автопарков столицы и уровнем доходов жителей – более дорогие машины требуют больше расходов на их содержание и сохранение.

Картина по ОСАГО еще более показательна: в Санкт-Петербурге количество заключенных договоров ОСАГО практически равно количеству зарегистрированных транспортных средств, а в Москве полисов ОСАГО за 2014 год продано на 20% больше, чем всего машин стоит на учете в столице. Это как раз является результатом миграции договоров ОСАГО и частичного искажения статистических данных.

В 2014 году в связи с проблемами с покупкой полисов ОСАГО в отдельных регионах ряд граждан поехали за полисами ОСАГО в Москву. Однако данные случаи стоит считать единичными, так как количество заключенных договоров ОСАГО в Москве в 2014 году по сравнению с 2013 годом даже незначительно снизилось (на 70,5 тыс.), несмотря на рост количества зарегистрированных транспортных средств.

Стоит отметить, что в целом по России количество заключенных договоров ОСАГО почти на четверть меньше, чем количество зарегистрированных транспортных средств, но это тема для отдельного исследования.

Добровольное страхование автогражданской ответственности (ДСАГО) в Москве и Санкт-Петербурге развито значительно сильнее, чем в каких-либо других регионах России. Совокупная доля столиц в сборах России по данному виду страхования составляет 71,4%. Очевидно, что столичные жители покупают полисы ДСАГО значительно чаще, чем жители других городов. Если в среднем в стране за 2014 год количество договоров ДСАГО составляет лишь 4,1% от количестватранспортных средств, то в Санкт-Петербурге по ДСАГО застраховано уже 15,5 % транспортных средств, а в Москве – 25,1%.

Вместе с тем, повышение страховой суммы по ОСАГО с 1 октября 2014 года до 400000 руб. значительно снизило количество желающих страховать дополнительно ДСАГО. При этом снижение количества договоров ДСАГО происходило в Санкт-Петербурге с первого квартала 2014 года, в Москве – со второго квартала, а к четвертому кварталу количество договоров достигло минимальных значений за все последние годы.

 

Таблица 3. Продажи ДСАГО

Период Москва Санкт-Петербург
Количество договоров ДСАГО (шт) Изменение по сравнению с 2013 годом (шт) Доля от кол-ва договоров ОСАГО (%) Количество договоров ДСАГО (шт) Изменение по сравнению с 2013 годом (шт) Доля от кол-ва договоров ОСАГО (%)
1 квартал 2014 316 195 13 235 26,3 78 633 -2 835 18,5
2 квартал 2014 342 688 -33 846 22,5 89 268 -16 634 16,1
3 квартал 2014 271 110 -114 944 19,6 83 039 -14 205 16,0
4 квартал 2014 223 488 -187 553 15,4 63 317 -38 766 11,8
Всего 2014 год 1 153 481 -323 108 20,7 314 257 -72 440 15,4

Источник: Данные ЦБ за 2014 год

 

 

Интересно обратить внимание на соотношение заключенных договоров ДСАГО к количеству проданных полисов ОСАГО.

В 2013 году в Москве более четверти покупателей ОСАГО приобретали дополнительно полис ДСАГО – этот уровень сохранился и в первом квартале. Но в четвертом квартале доля таких страхователей снизилась до 15,4%. В Санкт-Петербурге данный уровень снизился с 19,7% в 2013 году до 11,8% в четвертом квартале 2014 года.

Учитывая, что основные негативные факторы, влияющие на ДСАГО, к четвертому кварталу уже реализовались, можно предположить, что пенетрация ДСАГО среди страхователей ОСАГО в 2015 году сохранится на уровне 13-15% в Москве и 10-12% в Санкт-Петербурге. Впрочем, здесь многое будет зависеть от политики самих страховщиков в отношении данного вида страхования. Основным методом продаж ДСАГО являются кросс-продажи к полисам ОСАГО и каско. При этом, доля кросс-продаж ДСАГО к полисам ОСАГО за последний год снизилась, а к договорам каско наоборот выросла. Это результат не столько изменений предпочтений страхователей, сколько результат изменение политики страховщиков в отношении ДСАГО.

Охват рынка по «Зеленой карте» приведенной статистикой не определяется, так как основная масса полисов «Зеленая карта» продается на короткий срок (15 дней). В Москве доля автомобилистов, которые несколько раз в год ездят за границу, ничтожно мала, соответственно и 2% автомобилистов, купивших полис «Зеленая карта», выглядит вполне обосновано. В Санкт-Петербурге картина иная: по данным самих страховых компаний петербуржцы, которые ездят на своей машине за границу (в первую очередь, в Финляндию или Эстонию), делают это в среднем 1,7 раза в год. Дополнительно надо учесть, что около трети договоров «Зеленая карта» заключаются не в Санкт-Петербурге, а в Ленинградской области – непосредственно по пути к пограничным переходам. Если учесть также результаты Ленинградской области, то количество автомобилистов Санкт-Петербурга, которые ездят за границу хотя бы один раз в течение года и приобретают полис «Зеленая карта», составляет около 17%.

Поквартальная динамика заключения договоров «Зеленая карта» во многом повторяет ситуацию с ДСАГО. В четвертом квартале количество заключенных договоров достигло минимальных значений за последние годы. В Санкт-Петербурге количество проданных договоров «Зеленая карта» по сравнению с четвертым кварталом 2013 года снизилось на 56,2%.

Если тенденция четвертого квартала сохранится, то текущий год станет весьма непростым для продавцов «Зеленой карты» несмотря на значительный рост тарифов.

 

Страховые премии

Несмотря на оценку 2014 года как кризисного, премии по большинству из моторных видов страхования в столицах выросли. Отрицательную динамику по премиям по итогам года показало только страхование «Зеленая карта». При этом премии росли даже при сокращении количества заключенных договоров.

 

Таблица 4. Динамика страховой премии и числа договоров

Виды автострахования Москва Санкт-Петербург
Изменение собранной премии к 2013 году (%) Изменение количества договоров к 2013 году (%) Изменение собранной премии к 2013 году (%) Изменение количества договоров к 2013 году (%)
Каско +6,4 -1,5 +5,9 -1,7
ОСАГО +7,8 -1,3 +12,0 +3,6
ДСАГО +6,8 -21,9 +11,8 -18,7
«Зеленая карта» -9,9 -35,0 -8,1 -22,5

Источник: Данные ЦБ за 2014 год

 

Очевидно, что такой результат стал следствием значительного изменения тарифной политики по добровольным моторным видам у основных страховых компаний. Демпинг прошлых лет сменился гораздо более осторожными подходами к тарификации.

За год средняя страховая премия выросла:

— по каско: в Москве – на 8,1% (до 57672 руб.), в Санкт-Петербурге – на 7,7% (до 54578 руб.);

— по ДСАГО: в Москве – на 36,8% (до 2010 руб.), в Санкт-Петербурге – на 37,6% (до 1806 руб.).

Кроме повышения тарифов на рост средней страховой премии влияет и постепенное повышение страховых сумм: растут цены на машины, растут страховые суммы, растут страховые премии.

Стоит ожидать, что тенденция по росту средней страховой премии в 2015 году не только сохранится, но и усилится из-за роста цен на ремонт и импортные запчасти.

А вот сохранить положительную динамику по страховым премиям в добровольных моторных видах точно не удастся. Первый квартал 2015 года станет провальным для рынка, а по итогам 2015 года можно ожидать снижение по каско и ДСАГО на 15-18%.

 

Страховые выплаты

Несмотря на прирост по премиям и рост средней премии, итоги года в целом для рынков Москвы и Санкт-Петербурга будут не столь радужны, так как страховые выплаты росли опережающими темпами.

 

Таблица 5. Страховые выплаты по автострахованию

Виды автострахования Москва Санкт-Петербург
Страховые выплаты в 2014 году (тыс. руб.) Изменение выплат к 2013 году (%) Страховые выплаты в 2014 году (тыс. руб.) Изменение выплат к 2013 году (%)
Каско 71 138 546 +8,6 22 820 575 +15,7
ОСАГО 15 719 149 +17,8 5 567 606 +15,5
ДСАГО 2 072 281 +122,1 368 179 +37,7
«Зеленая карта» 94 284 +64,0 78 274 -32,2

Источник: Данные ЦБ за 2014 год

 

По всем моторным видам в столицах (кроме «Зеленой карты» в Санкт-Петербурге) рост выплат опережал рост премий, ухудшая финансовый результат деятельности страховщиков. Снижение выплат по «Зеленой карте» в Санкт-Петербурге можно считать временным явлением, особенности данного вида страхования таковы, что оценивать убыточность по уровню выплат за год абсолютно некорректно – редкие, но чрезвычайно большие убытки (до нескольких миллионов евро), выплаты по которым порой растягиваются на несколько лет, искажают картину реальной убыточности. По остальным видам картина очевидно стала хуже за 2014 год.

 

Уровень выплат

Любой грамотный сотрудник страховой компании знает, что уровень выплат и убыточность по виду страхования принципиально разные понятия. Однако динамика уровня выплат на относительно стабильном (даже немного растущем) развитом моторном рынке позволяет нам оценить тенденцию в изменении убыточности.

 

Таблица 6. Уровень выплат

Виды автострахования Москва Санкт-Петербург
Уровень выплат в 2014 году (%) Изменение к 2013 году (проц.пункт.) Уровень выплат в 2014 году (%) Изменение к 2013 году (проц.пункт.)
Каско 73,4 1,5 82,3 7,0
ОСАГО 55,8 4,7 59,9 1,8
ДСАГО 89,4 46,4 64,9 12,2
«Зеленая карта» 26,8 12,1 7,3 -2,6

Источник: Данные ЦБ за 2014 год

 

Пожалуй, наиболее критической точкой в таблице является уровень выплат в Санкт-Петербурге по каско — он на 9 процентных пунктов выше, чем в Москве, и вырос за 2014 год на 7 процентных пунктов. А ведь у ряда страховых компаний комиссионное вознаграждение по каско по-прежнему составляет 25% и более (по крайней мере, в автосалонах).

Это лишний раз иллюстрирует, что ситуация с убыточностью по каско в Санкт-Петербурге значительно хуже московской, немалую роль здесь играет страховое мошенничество и катастрофическая ситуация с автомобильными угонами в Северной столице.

Для решения этой проблемы страховщикам Петербурга необходимо срочно принимать скоординированные меры. Если снизить убыточность не удастся, то 2015 год многие страховые компании в Санкт-Петербурге закончат с отрицательным финансовым результатом. Может не оправдаться надежда части участников рынка на то, что в этом году с помощью демпинговых тарифов и высокого комиссионного вознаграждения удастся решить вопрос с кассовым разрывом.

 

Лидеры рынков

В Москве в 2014 году каско осуществляли 143 страховые компании, а в Санкт-Петербурге – 83 компании. Но концентрацияв рынке моторного страхования в столицах очень похожа: в Москве 20 крупнейших страховщиков собрали 90,8% всей премии, а в Петербурге ТОР-20 собрали 90,5%. Похожая ситуация сложилась и по ОСАГО.

Однако доли лидеров на столичных рынках значительно отличаются. Рассмотрим доли на рынке десяти крупнейших страховщиков Москвы по каско.

 

Таблица 7. Страховые компании-лидеры рынка автокаско

Виды автострахования Москва Санкт-Петербург
Доля на рынке каско Москвы (%) Доля на рынке ОСАГО Москвы (%) Доля на рынке каско СПб (%) Доля на рынке ОСАГО СПб (%)
ИНГОССТРАХ 21,6 18,6 7,1 2,9
РЕСО-ГАРАНТИЯ 11,9 17,6 22,8 19,9
СОГЛАСИЕ 11,4 7,3 2,1 1,4
РОСГОССТРАХ 9,1 21,2 10,6 36,4
АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ 6,9 5,5 4,4 2,0
ВСК 4,8 4,0 3,2 3,5
АЛЬЯНС 4,7 4,4 1,4 1,1
СТРАХОВАЯ ГРУППА МСК 3,7 1,0 2,7 0,7
ГРУППА РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ 3,6 2,5 11,3 16,4
СОГАЗ 2,9 1,2 2,0 2,0

Источник: Данные ЦБ за 2014 год

 

«Ингосстрах», «Согласие», «Альянс» занимают значительно меньшую долю на рынке Санкт-Петербурга, чем в Москве. Слабее, чем в Москве работают в Северной столице также «АльфаСтрахование», ВСК, МСК.

Значительно большую долю в Санкт-Петербурге, чем в Москве традиционно имеют «РЕСО-Гарантия», «Росгосстрах» и «Ренессанс Страхование».

Следует отметить, что в Санкт-Петербурге в ТОР-10 по каско попадают две компании, зарегистрированные в городе на Неве: «Либерти Страхование» (доля 4%) и «ЭРГО Русь» (доля 3,6%).

При этом ситуация среди лидеров рынка моторного страхования в 2014 году в Санкт-Петербурге претерпела гораздо более значительные изменения, чем в Москве: только две компании остались на своих местах в ренкинге каско, а общее изменение позиций среди крупнейших 10 компаний составило 23 позиции. Для сравнения, в Москве это изменение составило всего 8 позиций.

 

Продавцы и клиенты

2015 год и в Москве, и в Санкт-Петербурге станет очередным «годом перемен» на рынке автострахования – рост тарифов заставит даже лояльных страхователей подыскивать для себя более дешевые варианты.  Соответственно, увеличится ротация страхователей между страховщиками. Здесь очень многое будет зависеть от маркетинга страховых компаний, от тех специальных более дешевых страховых продуктов, которые продавцы смогут предложить своим покупателям.

Будет меняться и отношение автовладельцев к страхованию. Высокие цены заставят многих попытаться лучше разобраться в нюансах страхования, снизится страх перед словом «франшиза», у страхователей в большей степени появится желание «поговорить» с продавцом, обсудить условия своего договора и опции для снижения его стоимости. В большей степени эти тенденции проявятся в Северной столице, где индивидуальная работа с клиентами при заключении договоров традиционно более сильна, чем в Москве.

 

Выводы

Формат исследования не позволяет полностью раскрыть все особенности рынков по страхованию автомобильных рисков в двух столицах, мы отметили лишь некоторые из них.

Можно выделить всего два принципиальных отличия между рынками Москвы и Санкт-Петербурга:

  • гораздо худшая ситуация с уровнем выплат (и убыточностью) на рынке каско Санкт-Петербурга, которая ставит вообще под сомнение целесообразность работы на таком рынке;
  • развитый в Санкт-Петербурге рынок «Зеленой карты», который, к сожалению, в 2015 году ждут самые серьезные потери среди всех видов автострахования.

Тенденции на рынках двух столиц в большинстве своем одинаковы, но более низкие сборы и более высокая убыточность по каско и ОСАГО ставят Петербург в проигрышную позицию.

В результате, ситуация в Санкт-Петербурге с моторными видами выгладит гораздо менее привлекательной, чем в Москве. Наверное, не будет излишне пессимистичным предположить, что не менее половины питерских страховщиков (головных компаний и филиалов) закончат этот год с убытками по автострахованию.

В заключение, хочется отметить предполагаемые тенденции на рынке Санкт-Петербурга в 2015 году. Они во многом повторяют ситуации на моторном рынке России в целом, но имеют ряд особенностей, присущих региону.

  • Автомобильный рынок:
    — снижение продаж новых автомобилей по итогам 2015 года на 25-30%.;
    — значительные колебания цен на транспортные средства в течение года;
    — финансовые проблемы у некоторых автосалонов, которые отразятся и на выполнении обязательств по агентским договорам.
  • КАСКО:
    — провальный первый квартал по сборам каско;
    — постепенное восстановление рынка моторного страхования к середине года;
    — снижение сборов на 20-25% по итогам года;
    — рост тарифов;
    — распространение договоров каско с франшизой и «усеченных» договоров каско с целью снизить среднюю стоимость договора и сохранить страхователей;
    — рост уровня выплат.
  • ОСАГО:
    — повышение тарифов по ОСАГО в апреле 2015 года и рост сборов по ОСАГО по итогам года (размер зависит от повышения тарифа и изменения территориального коэффициентов). Возможно, что ситуация с ОСАГО будет самой лучшей среди всех видов автострахования.
  • ДСАГО:
    — снижение сборов на 40%,
    — отказ многих страховщиков от кросс-продаж ДСАГО с полисами ОСАГО.
  • «Зеленая карта»:
    — снижение количества выезжающих за рубеж на своих машинах на 40-50%,
    — снижение сборов на 30-40%,
    — проблемы со страховыми посредниками, ориентированными на продажи на трассах.
  • Рост страхового мошенничества по каско, ОСАГО и ДСАГО.

Конечно, это скорее пессимистичный прогноз. Он не учитывает возможность значительного улучшения финансовой ситуации в стране и на страховом рынке во втором полугодии 2015. Однако, как говорится: «Надейся на лучшее, готовься к худшему!»

Не стоит рассматривать этот прогноз, как катастрофу рынка – уверен, что подавляющему большинству страховщиков по силам пережить этот непростой год. Более того, некоторые компании найдут способы укрепить свои позиции на рынке и получить положительный финансовый результат.

Анонс: Международный экономический симпозиум – 2015

22-25 апреля 2015 г. на базе экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета проводится Международный экономический симпозиум – 2015.
24 апреля 2015 г. в рамках секции «Устойчивый экономический рост в условиях риска и неопределенности» пройдет Круглый стол, посвященный страховой тематике: «Российский страховой рынок: текущее состояние и перспективы развития».

Адрес проведения Симпозиума: Санкт-Петербург, ул.Таврическая, 21-23

 

Подробнее о мероприятии можно узнать на официальном сайте Симпозиума.

Анонс: Круглый стол на тему добровольного медицинского страхования «Страховка от кризиса»

24 марта 2015 года газета  «Деловая Газета Ленинградской Области» проводит круглый стол на тему добровольного медицинского страхования «Страховка от кризиса» с участием представителей ведущих страховых компаний, корпоративных страхователей, а также представителей медучреждений. По итогам дискуссии в газете «Деловая Газета Ленинградской Области» 30  марта 2015 года выйдет публикация.

 

Темы круглого стола

 

  • Что могут предпринять страховые компании, заинтересованные в ДМС работодатели и медицинские учреждения, чтобы не уронить рынок ДМС в условиях кризиса
  • На чем могут экономить медучреждения, чтобы уменьшить тарифы или хотя бы сохранить их? Как повлияет отказ от использования импортных препаратов на качество обслуживания
  • Большинство работодателей в разных сферах сегодня в целях экономии сокращают расходы. Оправдана ли экономия за счет отказа от ДМС сотрудников
  • Будут ли сокращаться пакеты услуг по ДМС. Появятся ли новые программы, которые помогут страховым компаниям в дальнейшем развивать рынок ДМС

 

Круглый стол пройдет в 24 марта 2015 года в 11.30 в ресторане «Особняк Половцева» по адресу: Малая Морская, д.52  

 

 

На все вопросы ответят менеджеры коммерческого отдела:

+7 (812)603-28-15  или по irina.sivkova@extrabalt.com

Анонс: Практический семинар «Актуальная судебная практика 2014-2015: споры в кризис. Как защитить интересы страховой компании?»

26 марта 2015 года.

В целях разъяснения положений Пленума ВС РФ Институт фондового рынка и управления проводит 26 марта 2015 года Практический семинар «Актуальная судебная практика 2014-2015: споры в кризис. Как защитить интересы страховой компании?».

29 января 2015 года Пленум Верховного суда Российской Федерации принял в окончательном варианте  Постановление  «О применении  судами законодательства об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств».

 

Место проведения:

г. Москва, 2-й Кожевнический переулок, д.12

 

Для оформления заявок Вам необходимо связаться по следующим реквизитам:

тел./факс: (495) 797-95-60,  доб. 128-Ирина, 105-Ольга, эл. почта: bin@ifru.ru ; Poludkina@ifru.ru.

 

 

В ситуации экономической и политической нестабильности 2014 и наступившего 2015 года все более актуальным становится вопрос о своевременной оценке тех потенциальных правовых рисков, которые неизбежно присутствуют при ведении страхового бизнеса. В январе 2015года принято Постановление Пленума Верховного Суда РФ по ОСАГО, которое существенным образом отразится на судебной практике.

В данных условиях вопрос осведомленности и подготовленности к новым реалиям начинает играть ведущую роль, в том числе при принятии наиболее значимых стратегических и тактических решений по развитию и диверсификации в страховом бизнесе.

В рамках практического семинара участники-представители страховых организаций, вместе с ведущими руководителями юридических практик, представителями судебных и государственных органов смогут подвести итоги 2014 года, проанализировать основные тенденции развития правоприменительной практики в страховании по ОСАГО — КАСКО, изучить опыт лучших страховых компаний, узнать мнение профессионалов и определить ключевые векторы разрешения судебных споров на 2015 год.

 

  

ПРОГРАММА СЕМИНАРА

 

9-30- 10-00  Регистрация. Приветственный кофе. 

10-00 – 10-30

Основные направления по реализации  мероприятий РСА и ВСС, связанных с принятием Постановления Пленума Верховного суда РФ по ОСАГО.

Выступление представителей ВСС и РСА (по согласованию).

 

10-30-11-30 Выступление Члена Рабочей группы по подготовке Постановления Пленума Верховного Суда РФ  Колесников Ю.А.- «Опора России».

 

Споры с государством:11-30-  12-30

Служба Банка России по защите прав потребителей и миноритарных акционеров:

— правоприменение норм установленных Постановлением Пленума Верховного Суда  Российской Федерации по ОСАГО;

— требование к страховым организациям при рассмотрении жалоб потребителей страховых услуг как форме досудебного рассмотрения спора.

Представитель Службы (по согласованию).

 

12-30 -13-00 Кофе-брейк

 

13-00- 14-00 Федеральная  антимонопольная служба (ФАС России)

— контроль и предотвращение недобросовестной конкуренции, нарушений прав и интересов потребителей страховых услуг;

— «картельные сговоры» в страховании: особенности правоприменения в Российской Федерации.

Представитель ФАС России (по согласованию).

14-00 — 14-45  Ланч. 

15-00 -16-00 Роспотребнадзор (РПН)

 

— итоги по досудебному и судебному урегулированию споров со страховыми компаниями в интересах потребителей в 2014 году;

— ключевые вопросы по спорам страховых организаций с РПН по защите потребителей страховых услуг по ОСАГО: тенденции 2014 года, прогнозы на 2015 год.

 

Представитель РПН — (по согласованию).

16-00-17-00Споры по ОСАГО: ключевые тенденции в правоприменительной и судебной практике страховых организаций с учетом Постановления Пленума ВС РФ по ОСАГО. Основные механизмы противодействия.

 

А.В. Чуб, директор юридического департамента  ОСАО «ВСК».

 

​ -ответственность страховых компаний по ОСАГО: правообразующие судебные акты 2014 года;

​ — взыскание задолженности по регрессам и суброгации: основные правовые решения 2014 года;

— оказание не страховых услуг: взаимоотношения с СТОА — денежная и не денежная компенсация (выплаты по ОСАГО), вопросы с выплатами по УТС.

17-00-17-15 Кофе-брейк. 
17-15 -17-45

Процессуальные аспекты и особенности  защиты интересов страховщиков в свете основных положений Постановления Пленума Верховного Суда  РФ по ОСАГО.

В.В. Филипков – адвокатское бюро «Филипков и партнеры».

 

Создание эффективных моделей противодействия  злоупотреблениями гражданскими правами страхователями (их представителями).

Лисин С.П. –руководитель Страхового бюро финансового омбудсмена АРБ.

 

17-45 -18-00 Обсуждение ключевых вопросов семинара, подведение итогов, завершение работы. 

 

 

Top